Шестилетки учатся

Шестилетние дети. Как к ним относиться - как к дошкольникам или все-таки как к первоклассникам? Ни то ни другое не будет правильным.
Поступление в школу меняет весь образ жизни ребенка. Учеба - важное и ответственное дело. До сих пор таких дел не было. Уже одно это делает невозможным отношение к шестилетке-школьнику как к дошкольнику, малышу. Очень важно, чтобы он и дома чувствовал, как выросло уважение к нему, расширились его права и стали серьезнее его обязанности. Поступление в школу обязательно должно быть связано с повышением самостоятельности ребенка. Если дома его по-прежнему опекают, то он будет ждать такой же опеки и в классе. Ее отсутствие вызовет волнение, растерянность.
Но есть и другая сторона медали. Психологические исследования показали, что по своему самоощущению шестилетки - еще не вполне школьники. Они гордятся своим новым положением, старательно выполняют задания учительницы, однако подчас воспринимают все это как особую игру.
У большинства детей именно от 6 до 7 лет происходит та перестройка в психике, которая полностью завершает дошкольный период развития. «Игровое» отношение к миру сменяется «серьезным».
Своеобразие психологических особенностей шестилеток заставило педагогов существенно переработать программы и методики обучения по сравнению с теми, которые использовались с семилетками. Значительно уменьшен общий объем программного материала, увеличено число заданий, направленных не на формирование конкретных знаний, умений, навыков, а на общее психическое развитие детей. Большее место заняли игровые формы обучения, возросла роль наглядных пособий.
Но как бы ни менялись формы учебной работы, для ребенка она все равно остается работой. Школа не может полностью удовлетворить потребность шестилетних детей в игре, в привычных детских развлечениях: конструировании из кубиков, рисовании, лепке и т.п. Важнейшая задача семьи — обеспечить полноценное удовлетворение этих потребностей. Чем больше ребенок дома играет, рисует, лепит, тем легче ему будет учиться. Ведь эти виды деятельности вовсе не утратили своего развивающего значения. Они создают простор для развития воображения, образного мышления (важнейшего вида мышления в этом возрасте), для воспитания чувств. Исследования показали, что у шестилетних детей, которые слишком мало играют, высокая потребность в игре «застревает» — сохраняется и семилетнем возрасте, мешая развитию новых потребностей: в овладении знаниями, реальном (а не воображаемом, как в игре) приобщении к миру взрослых. Если же шестилетнему ребенку предоставляется достаточно времени для игры, то потребность в ней постепенно уменьшается.
Давая ребенку вдоволь «наиграться», «нарисоваться» и т. п., не надо забывать и о необходимости уважительного отношения к его занятиям. Их можно назвать первыми домашними заданиями ребенка, хотя они и не заданы учителем. И важно помнить, что дети охотнее всего делают отнюдь не то, что их заставляют делать, а то, к чему взрослые серьезно и заинтересовано относятся. Проявите интерес и доброжелательное внимание к детским рисункам – ребенку захочется рисовать. Начните увлеченно с ним играть – и вы увидите, как ярко проявится подавлявшаяся до сих пор потребность в игре.
Теперь можно более полно ответить на вопрос о том, как родителям относиться к шестилетнему школьнику: его нужно уважать, как и любого школьника, но представлять ему возможность заниматься «дошкольными» делами. И, конечно, очень важно, чтобы ребенок постоянно видел интерес родителей к его школьной жизни. Что проходили сегодня? Понравился ли урок? Кто из ребят в классе нравится? Подобные вопросы ни в коем случае не должны быть навязчивыми. Если дочери или сыну сейчас не хочется отвечать, значит, надо подождать другого момента - когда настроение будет более доверительным. И все же задать пару лишних вопросов — меньшая ошибка, чем проявить безразличие к тому, что стало для вашего ребенка его важнейшим делом, существенной частью его жизни.
Разговаривая с ребенком о школьных делах, нужно быть очень осторожными в оценке его достижений и неудач. Для того чтобы успешно идти вперед, он должен быть убежден: если и есть отдельные неудачи — это явление временное. Сегодня что-то не получается - не беда. Вскоре он научится легко справляться с такими заданиями. Все это должно быть ясно само собой — по маминому (или папиному) выражению лица, интонации. Если начать это подробно разъяснять, легко могут возникнуть сомнения в искренности говорящего.
«Захваливать» ребенка тоже не следует. Понятно, что его успехи радуют родителей, и он должен это видеть. Но ведь успех в учении — вещь вполне естественная, заранее ожидавшаяся. Поэтому чрезмерные восторги неуместны.
Случается, что, послушав, как сын или дочь читают, или посмотрев тетрадь, родители говорят: «За это тебе можно было бы поставить пятерку. А вот за это – не больше тройки». Это один из источников формирования «отметочной» мотивации, когда ребенок начинает учиться не ради приобретения знаний, а ради приобретения хороших оценок. К сожалению, у шестилетних детей такое отношение к учебе возникает очень легко. В дальнейшем оно приводит к «зубрежке», формализму в усвоении знаний, списыванию и т. д. правильное отношение к отметке как ориентиру, указывающему, что усвоено хорошо, а что требует дополнительной работы, - для шестилетних детей еще недоступно. Поэтому им не ставят отметок в школе. Не должно их быть и дома.
При работе с шестилетними детьми необходимо правильное дозирование нагрузки. Шестилетки быстрее утомляются, чем семилетние дети. Долгое неподвижное сидение за партой вызывает у них сильную усталость, даже если при этом нет никакой умственной нагрузки. Если такая нагрузка есть, утомление становится еще более заметным. Это связано с возрастными особенностями центральной нервной системы. Не случайно для шестилеток установлен 35-миинутный урок, предусмотрена так называемая динамическая пауза, которая позволяет удовлетворить потребность детского организма в активных движениях. Важные условия нормальной учебы — достаточно длительное пребывание детей на воздухе, дневной сон. Всем известно, что многие шестилетки, посещающие детский сад или воспитывающиеся только в семье, днем не спят (в лучшем случае спокойно лежат в постели). Но учеба — это дополнительная нагрузка на нервную систему. Поэтому шестилетнему ребенку, обучающемуся в школе, дневной сон необходим. Он обеспечивает отдых, восстанавливает работоспособность.
При нарушениях правильного режима дня у шестилетних первоклассников наблюдаются серьезные отклонения в состоянии здоровья, резко ухудшается усвоение учебного материала. Об этом обязательно должны помнить родители, чьи дети не посещают группу продленного дня. Надо помнить также, что любые дополнительные занятия школьного типа создают перегрузку, ухудшают результаты обучения.

/Files/images/_4.pngЗавантажити

Кiлькiсть переглядiв: 153

Коментарi